Водитель или шофёр

Автомобиль давно стал обыденным, вполне естественным явлением. С каждым годом, в нашей стране, людей выбирающих как способ передвижения, собственный автомобиль, становится все больше. И всю эту многочисленную братию, называют просто - автомобилисты, или автолюбители. Но, когда речь идет, об отдельно взятом автовладельце, его называют водитель, или как это было несколько десятилетий назад - шофёр. Почему? Откуда пришли эти термины, попробуем изучить историю этого факта.

Согласно словарю Ушакова, водителем ранее называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождём. Другое название профессии — шофёр, — произошло от французского слова (chauffeur), означающего в буквальном переводе «истопник», «кочегар», что связано с тем, что в качестве топлива в первых самоходных машинах с паровым двигателем использовались уголь и дрова.

В современной России, термин "шофер", применяемый в Советские времена больше для обозначения человека профессионально работающего на автомобиле, постепенно отходит на второй план, и заменяется термином "водитель" — более общее определение, включающее в себя как профессионалов, так и владельцев личного (частного) легкового транспорта.
Напоследок, немного истории.
Ранее, до революции, заимствованное слово шофёр писалось и произносилось как «шо́ффэр». Немного страшный, по крайней мере странный в своем наряде, «шоффэр» представляется нам новым существом, рождённым открытиями науки. Он летит к намеченной цели, вздымая позади себя вихри пыли и проявляя чудеса ловкости, чтобы обойти препятствия на дороге. Ибо настоящий «шоффэр» — это тот, кто участвует в гонках, организованных с целью продемонстрировать, что очень легкая повозка, движимая мощным мотором и управляемая очень ловким человеком, способна двигаться весьма быстро из одного пункта в другой.
— журнал «Иллюстрасьон» (Франция) за 1898 год.

Первоначально, обязанности шоффэра были весьма сложны и трудоёмки. Господин шоффэр подходил к каретному сараю, где стоял самодвижущий экипаж и перво-наперво устанавливал его «по возможности горизонтально» (так было написано в заводской инструкции). Затем он брал шланг и соединял им глушитель с выпускной трубой. Затем наполнял бак бензином (поскольку на ночь его сливали, потому что никак не могли избавиться от подтеканий топлива). Далее вставлял провод магнето в свечу и открывал кран подачи бензина. Тут же, стремглав оббежав машину — нажимал на иглу карбюратора и сливал излишек топлива, дабы его не поступило в единственный цилиндр слишком много. После этих манипуляций шоффэр крутил изогнутую ручку стартера «примерно пять раз», по инструкции. Потом приоткрывал сначала карбюратор, а затем специальный компрессионный краник, дабы спустить давление в цилиндре, иначе бензин туда не пойдёт. А потом, в завершение, — опять вращал рукоятку до появления вспышек в цилиндре. Как только движок завёлся, надо краником отрегулировать подачу топлива в него, если же не завёлся — надо вывернуть свечу зажигания, промыть её и просушить, бензин из карбюратора слить и, далее, — повторить всё в том же порядке...
Когда же двигатель наконец завёлся — шоффэр вскарабкивается на ко́злы, и продавливая крайне тугие педали и поворачивая с огромным усилием руль (у первых самодвижек руля и вовсе не было, а был длинный рычаг), который и на полном ходу поворачивался с трудом.