"Зачем Ставропольцам курсы экстримального вождения?"

«Комсомолка» выяснила, что на самом деле скрывается за интригующим названием "Профессиональная контраварийная подготовка"...

 

      Когда я вижу в Ставрополе молодых людей на тюнингованных тачках, со свистом проносящихся мимо моего авто и мечущихся из одной полосы в другую, так и норовя задеть соседа по трассе, в голове от такого экстрима появляются разные чувства: удивление, недоумение, тревога и даже ужас от того, что в какой-нибудь момент эти гонщики не успеют увернуться от очередной машины. Но даже эти сильные эмоции не сравнятся с теми, которые я испытала, когда друзья мне сказали, что в нашем городе специально обучают так называемому "экстремальному вождению". Об этом не говорили на ТВ, не писали в глянцевых журналах, однако сарафанного радио еще никто не отменял. По рассказам знакомых, я нашла место, где якобы учат экстремальной езде, чтобы узнать, что вообще значит этот термин, кто и зачем в Ставрополе этому учится.

А при чем здесь экстрим?

Встретил меня приятный серьезный молодой человек, который ну никак не подходил под созданный в уме образ безбашенного гонщика, обучающего безумному вождению других ставропольцев. И когда я заикнулась об экстриме, Михаил Северчуков, тот самый молодой человек, сделался еще серьезнее:

- Наша программа не имеет ничего общего с экстримом, - сказал он строго. - Да, ее называют в народе "экстремальным вождением", однако правильно говорить - "контраварийное". Люди, которые прошли курс контраварийного управления автомобилем, забывают о лихачестве навсегда.

А дальше Михаил по полочкам разложил, из чего состоит программа безопасного вождения и полностью поменял мое мнение о ней.

Не спеши, а то успеешь

Ни один желающий научиться вести себя в экстремальных ситуациях на дороге, вне зависимости от возраста и водительского стажа, не избежит первого этапа курса. Он состоит в развитии навыков прогнозирования угрозы ДТП.

- В пути водителя поджидает множество скрытых и явных угроз -  люди, животные, другие автомобили, велосипеды, скутеры, дома, заборы, деревья и кустарники, ухудшающие видимость, - объясняет инструктор. - Если водитель видит эти помехи, то он автоматически должен снизить скорость и вести себя на дороге аккуратнее. У нас же, наоборот, человек пытается побыстрее проехать помеху, «проскочить» сложный перекресток, выгадав несколько секунд. Чем это заканчивается, мы все знаем.

Не так давно я видел такую аварию. На перекрестке 8 Марта и Льва Толстого на двух светофорах перегорели лампочки красного сигнала. Водитель подумал, что они не работают, и стал ориентироваться по знакам приоритета, не сбавляя при этом скорости. Однако с другой стороны горел зеленый свет светофора, на который мчалась вперед еще одна машина. В итоге водители поздно заметили друг друга, начали тормозить, но при скорости 60 км/ч это было уже бесполезно. А вот если бы хоть один из них подъехал к перекрестку на 30 км/ч, остановился бы вовремя, избежав ДТП.

Занесет или пронесет?

После освоения теоретических знаний навыки прогнозирования аварийных ситуаций отрабатываются в городских условиях. Здесь же неопытные ставропольцы приобретают уверенность в себе и логичное, предсказуемое для других водителей поведение на дороге. Практическая часть программы контраварийного вождения состоит из комплексов упражнений, позволяющих ликвидировать или хотя бы свести к минимуму самые опасные «выходки» автомобиля - снос, занос, скольжение и пробуксовку.

Условия, влекущие за собой неприятные последствия, в городе встретишь не всегда. Поэтому их ставропольцы отрабатывают на полигоне. Отрабатывают сами, а не смотрят, как это делают инструкторы. Выглядит это довольно интересно. Ученик сидит в машине один и выполняет упражнения сам, а инструктор стоит на улице и общается с водителем… по рации.

- Мы произносим определенный алгоритм действий, позволяющий справиться с тем или иным опасным явлением, - комментирует такую необычную систему обучения Михаил. - А потом постепенно сокращаем количество команд, пока водитель не начнет выполнять все правильно и вовремя без наших подсказок. Вот так у него формируется контраварийное поведение на дороге на подсознательном уровне. И даже в экстренной ситуации он не растеряется, не будет ждать помощи от инструктора, а сам автоматически сделает все, чтобы предотвратить аварию или свести к минимуму ее последствия.

Водитель для ВИПа

Обычному пользователю, говоря на компьютерном сленге, после прохождения двух вышеописанных этапов можно и остановиться. Однако есть в программе и третий - самый сложный и самый приближенный к экстриму курс. Он предназначен для подготовки водителей, которым по долгу службы приходится часто оказываться в опасных ситуациях: уходить от погони, «рвать» машину с места, маневрировать на больших магистральных скоростях. Программа, по которой ведется обучение в Ставрополе, предназначена для подготовки водителей служебных авто президентов, важных чиновников, бизнесменов, известных общественных, политических деятелей, звезд эстрады, сотрудников спецслужб.

Пока, говорит инструктор по контраварийному вождению, таковые к ним не обращались. Однако сотрудники организаций, осуществляющих охрану предприятий и особо важных персон краевого центра, уже взяли на вооружение эту программу.

В принципе, упражнения все те же, что и для простых водителей, - поворот, разворот, торможение, маневрирование, задний ход, парковка. Только выполняются они совсем на  других скоростях, в максимально короткое время и на предельных возможностях автомобиля. Кстати, одной из особенностей водителей для особо важных персон, поделился с нами Михаил Северчуков, является то, что они всегда паркуют машину задним ходом.  Такой способ часто называют «бандитским», позволяющим вовремя «смыться» с места происшествия.

Экстремальная психология

Как оказалось, вне зависимости от профессии, рода деятельности, возраста, пола и опыта вождения, научиться вести себя в экстремальных дорожных условиях может каждый. Михаил Северчуков говорит, что чаще всего к ним приходят люди 30 - 35 лет - самая активная, деловая категория ставропольцев. Они приезжают, как правило, на личных автомобилях, на них же и проводится обучение. Хотя есть в центре контраварийного вождения ученицы пенсионного возраста. Одной из самых взрослых 67 лет. После того как ее права пропылились без дела на полке 28 лет, женщина все же решилась их использовать по назначению. Есть и еще одна группа людей  - особая, и подход к ним, нужен индивидуальный. Это те ставропольцы, которые пережили аварию, гибель близких людей, и не то что сесть за руль - подойти к машине боятся. Инструкторам приходится пускать в ход все свои знания психологии, показывать, что безопасность водителя и его семьи - в его собственных руках. И в большинстве случаев люди снова начинают ездить на автомобиле. Вот уж для них это точно экстрим. Так что, может, не так и не прав народ, назвавший контраварийное вождение экстремальным?

СПРАВКА «КП»

Снос - это явление, когда передние колеса теряют сцепление с дорогой, и машина, вместо того чтобы поворачиваться по движению руля, продолжает мчаться вперед. В результате автомобиль в буквальном смысле сносит с полотна дороги, и водитель при этом уже не в состоянии как-то повлиять на ситуацию.

Занос возникает тоже при потере сцепления с дорогой, но уже задних колес. Угроза заноса появляется чаще всего при резком торможении на мокрой, скользкой поверхности или неправильном входе в поворот. Машина начинает «елозить» по дороге против воли водителя, а если занос сильный - начинает вращаться, и если мимо проезжают другие авто, вероятность ДТП очень велика.

Заскользить машина может при резком торможении на хорошей скорости и при неблагоприятных дорожных условиях. На светофорах такое поведение авто приведет к «поцелую» с впереди стоящим «железным конем».

Пробуксовка - наименее опасный, но все же неприятный маневр. Особенно если вам пришлось остановиться в пробке на горке, в Ставрополе, например, на выезде с Кавалерийской улицы на Дзержинского. Чтобы тронуться, вы начинаете газовать, а машина буксует и откатывается назад. Если сзади пусто, считайте, вам повезло. А если нет?

МЕЖДУ ТЕМ

Наблюдая за своими учениками, только получившими водительское удостоверение, инструкторы по вождению сделали интересные выводы. Женщины, только севшие за руль, как правило, компенсируют отсутствие опыта излишней аккуратностью на дорогах, а мужчины-новички - агрессией. И вопреки всеобщему мнению (особенно мужскому) первые попадают в аварии в начале водительского стажа гораздо реже, чем последние.

КСТАТИ

Чтобы преподавать контраварийное вождение, одной лицензии на право инструкторской деятельности недостаточно. К ней должно прилагаться свидетельство о прохождении специального курса в Москве с правом обучения безаварийному поведению на дорогах. Постигать навыки безопасной езды можно в группах и индивидуально. 

 "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" (Ставрополь; декабрь 2008 г.); Нина ГАНЕНКО http://www.kp.ru/daily/24213/416285