Процесс снижения скорости. (Виды и способы торможения).

Итак, рассмотрим основные виды и способы торможения более подробно. Первая категория видов торможения, по конечному эффекту замедления. 

«Частичное» - снижение скорости, до какого либо предела, исключая полную остановку транспортного средства.

«Полное» - снижение скорости до полной остановки.

Далее, вид торможения, который называется «служебное», применяется в обычных условиях движения, может выполняться как частично, так и до полной остановки автомобиля. Водитель, выполняя «служебное» торможение, полностью контролирует процесс замедления автомобиля, время торможения, усилие на тормозную систему, способ торможения, а так же комфортное состояние пассажиров и автомобиля.

«Экстренное» - вид торможения применяемый, как правило, в условиях значительного дефицита времени и дистанции, в результате возникновения какой либо экстренной ситуации или ошибки водителя. В зависимости от условий возникновения необходимости применения данного вида торможения, а так же с учетом различных внешних факторов, применяется, как правило, способ торможения, способный обеспечить максимальное замедление автомобиля. При этом не учитывается комфортное состояние водителя, пассажиров и автомобиля.
«Стояночное» - вариант фиксации автомобиля в состоянии покоя. В данном случае используется ручной тормоз.

«Аварийное» - торможение, применяемое в случаях, когда обычные механизмы для снижения скорости не приносят требуемых результатов, другими словами, рабочая тормозная система вышла из строя, остальные способы не помогают, приходится использовать мягкие части кузова –« крылья», внешнюю обшивку дверей, при касательном ударе данными частями кузова о препятствия, сила удара ниже, чем при лобовом.

Основные способы снижения скорости, применяемые при «частичном», «полном», «служебном» и «экстренном» торможении. Исходя из множественных факторов, влияющих в зависимости от условий движения автомобиля, на выбор способа снижения скорости автомобиля выделим несколько основных.

«Торможение двигателем». При движении автомобиля, с определенной скоростью, на определенной передачи, прекращая подачу топлива, т. е. снижая тягу двигателя, передаваемую через КПП на колеса, вы тем самым добиваетесь плавного снижения скорости. В данном случае, двигатель, соединенный с колесами, не получая соответствующего количества топлива, является основным механизмом торможения, причем чем ниже передача, тем выше динамика торможения. 

«Силовое торможение двигателем». Принудительное понижение передачи, как правило, ниже, чем та, которая должна соответствовать определенной текущей скорости, провоцирует более интенсивное замедление автомобиля. Применяется, как правило, в случае, когда использование рабочей тормозной системы не допустимо, или может повлечь за собой блокировку ведущих колес. 

«Прерывистое» или как называют многие «импульсное» торможение, основной способ снижения скорости с помощью рабочей тормозной системы. Заключается в нескольких, различных по количеству, силе и продолжительности нажатия на педаль тормоза. Максимальная эффективность достигается при совместном использовании, как с обычным, так и с «силовым торможением двигателем». В данном случае не имеет значения, сколько раз и с каким усилием водитель нажимает на педаль тормоза. Необходимо пользоваться таким способом в любом случае, требующим подключения рабочей тормозной системы, так как данный способ торможения, при постоянном использовании, через достаточно короткий срок вырабатывает моторный рефлекс на прерывистое нажатие педали тормоза. Особенно это актуально для водителей автомобилей с передним приводом ведущих колес. Каждый водитель, будучи учеником автошколы, наверняка помнит вопрос в одном из экзаменационных билетов: «какой способ торможения является наиболее эффективным?». Ответ: «прерывистый на грани блокировки». Что это значит? Это значит, что, какое бы усилие не прилагал водитель на педаль тормоза, ни в коем случае нельзя допускать блокировку колес. Что получается на самом деле? Мы каждый день, на дорогах слышим шорох и свист резины, красноречиво говорящий о том, что, водитель, выполняя торможение, допустил блокировку колес, наверняка зная, что этого делать нельзя. Дело в том, что, происходит это, как правило, при экстренном торможении (острый дефицит расстояния), максимальном нажатии на педаль тормоза в десятые, а то и сотые доли секунды.

В такой ситуации человеческий мозг переключает управление на подсознание, применяя только моторные рефлексы. Соответственно, если водитель в течение достаточно продолжительного времени
пользовался однократным нажатием на педаль тормоза, и ослаблял усилие только при полной остановке автомобиля, даже если он знает что «прерывистый» способ наиболее эффективный, при попадании в критическую ситуацию воспользуется именно тем способом, которым пользовался всегда. Поэтому необходимо с самого начала водительской практики, закреплять наиболее эффективный способ торможения. Основные недостатки блокировки колес, уменьшение эффективности торможения, а также отсутствие возможности управления автомобилем рулевым колесом, изменения траектории движения до тех пор, пока колеса опять начнут вращаться. Как правило, в критической ситуации, оторвать ногу от педали тормоза психологически почти не возможно, даже если водитель понимает, что, это необходимо сделать, для того, что бы изменить траекторию движения автомобиля, объехать препятствие.

Два следующих способа, являются более «продвинутыми» разновидностями предыдущего способа.

«Ступенчатый, с повышением усилия». Применяется при движении по дорожному покрытию с минимальным коэффициентом сцепления (снег, лед, грязь и т. п.). По мере замедления автомобиля, применяя прерывистый способ торможения, постепенно увеличивается усилие и продолжительность нажатия на педаль тормоза (где А - тормозное усилие, В – продолжительность нажатия на педаль тормоза). Таким способом, водитель как бы «прощупывает» дорожное покрытие, проверяя способность автомобиля принимать маневр торможения. Необходимо помнить, что, в данном случае необходимо иметь запас дистанции, так как в этом случае требуется большее место для торможения (особенно в случае минимального коэффициента сцепления).

«Ступенчатый, с понижением усилия». Применяется на дороге с высоким коэффициентом сцепления при движении с высокой скоростью. Продолжительное нажатие на педаль тормоза снижает эффективность торможения, поэтому необходимо использовать следующий способ: первое усилие на педаль тормоза самое продолжительное, обеспечивающее максимальную степень замедления автомобиля, далее следуют кратковременные нажатия (дотормаживание), позволяющие контролировать процесс торможения на необходимом уровне.

«Газ-тормоз». Этот, достаточно редкий способ, заимствованный у спортсменов, является одним из самых эффективных (только для переднеприводных и полноприводных автомобилей) и сложных способов торможения.

Выполняется одновременным нажатием на педаль «газа» (правой ногой) и тормоза (левой ногой), через не большую паузу (0.5 – 0.7 сек.). Нажимая на педаль «газа», водитель обеспечивает подачу тяги на ведущие (передние) колеса и тут же прилагает максимальное усилие на педаль тормоза. Тяги, переданной на колеса, не хватает для того, чтобы придать автомобилю динамику разгона, однако вполне достаточно для того, чтобы почти полностью исключить блокировку ведущих колес (при снижении скорости движения выше 20 км/час). При скорости менее 20 км/час, усилие на тормозных механизмах может превысить силу тяги и двигатель «заглохнет». Для того чтобы исключить остановку двигателя автомобиля, необходимо, при снижении скорости до 20 км\час, выжать педаль сцепления. 

Автор Михаил Северчуков